Крупнейшие американские авиакомпании заявили о надвигающемся кризисе в национальной отрасли пассажирских и грузовых воздушных перевозок. Менее чем через сутки телеком-гиганты AT&T и Verizon, как ожидается, запустят сотовые сети 5G, якобы создающие помехи бортовому оборудованию лайнеров. Если чиновники из FAA не подтвердят, что посадка в ключевых аэропортах США безопасна, тысячи рейсов будут отменены или перенесены, и многие американцы «застрянут» за рубежом.
Представители американской отрасли авиаперевозок еще в конце 2020 г. забили тревогу, утверждая, что базовые станции стандарта 5G могут создавать помехи для бортового оборудования воздушного судна, например, высотомеров, которые могут привести к ряду негативных последствий.
Суть проблемы заключается в том, что радиовысотомеры (альтиметры) генерируют электромагнитное излучение в частотном диапазоне 4,2-4,4 ГГц, который довольно близок к используемому базовыми станциями 5G, работающими в так называемом C-Band или сантиметровом диапазоне 3,7-3,98 ГГц. Эти частоты – оптимальный выбор для операторов мобильной связи при развертывании публичных сотовых сетей, поскольку позволяют добиться сбалансированных параметров их работы – значительного радиуса действия при достаточной ширине канала.
Федеральное авиационное управление США (FAA) соглашалось с доводами авиаперевозчиков, отмечая что даже 220-мегагерцовый «частотный буфер» (между верхней границей выделенного операторам диапазона и нижней границей спектра, используемого альтиметрами) не способен защитить чувствительные авиаприборы от особо мощных вышек 5G.
В конце февраля 2021 г. FCC провела второй раунд торгов, в котором решалась судьба диапазона 3,7 ГГц. Оператору Verizon в ходе аукциона досталось более 3,5 тыс. лицензий, которые обошлись ему в $45,5 млрд. Его основные конкуренты – AT&T и T-Mobile – суммарно выиграли 1,9 тыс. лицензий на сумму около $32,7 млрд. Verizon планировала начать эксплуатацию базовых станций сантиметрового диапазона в конце 2021 г.
Примечательно, что американские авиаперевозчики не в первый раз ставят палки в колеса американскому же телекому. Первоначально FCC планировала распределить между участниками рынка мобильной связи весь сантиметровый диапазон (3,7-4,2 ГГц), о чем уведомила еще в 2017 г. Тем не менее, в декабре 2020 г., незадолго до начала первого аукциона, представители авиационной индустрии внезапно потребовали предусмотреть ранее упомянутый «частотный буфер» в 220 МГц.
В Федеральной комиссии по связи США (FCC), в свою очередь, серьезной угрозы в полномасштабном развертывании сетей 5G сантиметрового диапазона на территории страны не усмотрели. В 2020 г. по заказу агентства было проведено исследование, подтвердившее безопасность сетей пятого поколения для авиаперевозок, однако критики из отрасли с его выводами не согласились, указав на ряд недочетов в методологии.
В ассоциации CTIA, представляющей интересы американского телекома, утверждали, что вышки 5G совершенно безопасны для авиации, ссылаясь, в частности на опыт 40 других стран, в которых подобные сети внедрены и используются. В CTIA также подчеркивали, что «любая задержка с развитием данного спектра ставит под угрозу конкурентоспособность Америки».
В конце февраля 2021 г. FCC провела второй раунд торгов, в котором решалась судьба диапазона 3,7 ГГц. Оператору Verizon в ходе аукциона досталось более 3,5 тыс. лицензий, которые обошлись ему в $45,5 млрд. Его основные конкуренты – AT&T и T-Mobile – суммарно выиграли 1,9 тыс. лицензий на сумму около $32,7 млрд. Verizon планировала начать эксплуатацию базовых станций сантиметрового диапазона в конце 2021 г.
Примечательно, что американские авиаперевозчики не в первый раз ставят палки в колеса американскому же телекому. Первоначально FCC планировала распределить между участниками рынка мобильной связи весь сантиметровый диапазон (3,7-4,2 ГГц), о чем уведомила еще в 2017 г. Тем не менее, в декабре 2020 г., незадолго до начала первого аукциона, представители авиационной индустрии внезапно потребовали предусмотреть ранее упомянутый «частотный буфер» в 220 МГц.
https://www.cnews.ru/news/top/2022-01-18_aviaperevozchiki_ssha_predupredili